ГЛАВНЫЕ НОМИНАНТЫ НА «ОСКАР» 2023 ГОДА: КТО ЗАБЕРЕТ ДОМОЙ ЗАВЕТНЫЕ СТАТУЭТКИ И ПОЧЕМУ

image
12 марта Американская академия кинематографических искусств и наук объявит победителей премии «Оскар»-2023. Кто же стал номинантом в этом году и что нового мы увидели в кино благодаря этому выбору? На этот непростой вопрос отвечает директор кинофестиваля Patriki Film Festival Ирина Миролюбова.

«ВСЕ ВЕЗДЕ И СРАЗУ»

Кадр из фильма «Все везде и сразу»
 Абсолютный чемпион по количеству номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм» — их 11. Производство США, а не Кореи, как можно было бы подумать благодаря использованию некоторых приемов. Это история о загруженной бытовыми проблемами женщине средних лет, которая приходит сдавать налоговый отчет в инспекцию и обнаруживает, что может скакать из одной Вселенной в другие, поначалу абсолютно бесконтрольно. Сюжет закручивается, приобретая все большую абсурдность и сходство с комиксами Марвел. Для любителей динамики на экране фильм станет отличным выбором, его даже часто сравнивают с компьютерной игрой.
 Приятно удивила Джейми Ли Кертис в неожиданном для себя амплуа. Она играет налогового инспектора- пришельца и делает это виртуозно и комично одновременно, не зря актриса стала номинанткой в категории «Лучшая женская роль второго плана», впервые, кстати, за свою богатую кинематографическую карьеру.
 Картина открывала 29-й техасский кинофестиваль South by Southwest. По сути, она не столько про скачки из личности в личность и борьбу со злом, сколько про важность семейных ценностей, отношения с отцом, мужем и дочкой героини. 

«НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН»

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»
Эта лента имеет 9 номинаций, включая «Лучший фильм». Экранизация одноименного романа Ремарка не первая в киноистории, но первая, созданная немецким кинорежиссером Эдвардом Бергером. Он же снял нашумевший в свое время сериал «Патрик Мэлроуз» с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли.
 При всей грандиозности съемок и, конечно, величайшего исходного материала Ремарка (картина поборется за победу в номинации «Лучший адаптированный сценарий») фильм производит удушающее впечатление. Роман о Первой мировой, действие которого происходит в 1917 году, написан по воспоминаниям Ремарка о его собственной военной службе. Сюжет повествует об ужасах войны и обесценивании человеческой жизни в окопах и о бойне, нужной только политикам, громко хлебающим кофе и жалующимся на черствые круассаны, в то время как солдаты на фронте ежеминутно бесцельно гибнут в грязи и крови и страдают от жесточайшего голода и антисанитарии.
 17-летний Пауль Боймер — юный романтик — вступает в ряды Германской имперской армии вместе со своими школьными друзьями, и их стремление к победе и романтичные идеалы, дружба, вера в людей и любовь, превращаются в кошмар, уничтожаются, втаптываются в грязь в первые же дни на передовой.
 Фильм вынимает душу, но экранизация спорна – Ремарк, безусловно, реалист, но о страшных вещах он пишет светло и пронзительно, задевая самые тонкие струны души человеческой, заставляя задуматься о главном. Лента же утопает в потоках жидкой земли, непрекращающегося дождя и крови. Герои, будто глиняные големы, постоянно обмазаны грязной субстанцией, как будто автор лишает их человечности, превращает их таким приемом в глиняные горшки, разбивающиеся в черепки под ударами детей-политиков, играющих в войну  человеческими жизнями. Смерть, кровь и грязь – это дух фильма, интерпретация Ремарка в этой экранизации.
 Возможно, подача через отвращение и брезгливость поможет достучаться до современного зрителя, ведь это одни из самых сильных эмоций. Но в фильме отсутствует тонкость, присущая писателю, возможность переосмысления трагедии и бесконечного ужаса войны через духовное восприятие, которое каждый визуализирует в соответствии со своим мировоззрением.

«БАНШИ ИНИШЕРИНА»

Кадр из фильма «Банши Инишерина»
Лента совместного производства Ирландии, Великобритании и США  уже взяла «Золотой глобус» за лучший фильм-комедию (почему-то) 2023 года, в свою очередь Колин Фаррелл одержал победу в категории «Лучшая мужская роль» (жанр «комедия и мюзикл»). Лента представлена в 8 номинациях на «Оскар» (и это не считая категории «Лучший фильм») .
  Данную картину Мартин Макдона, один из сильнейших драматургов современности, снял по собственному сценарию. Приятно видеть грустное лицо Колина Фаррелла на фоне холодных ирландских пейзажей, однако завязка фильма довольно скоро озадачивает: лучший друг Фаррелла (Подрика Салливана по сюжету) отказывается разговаривать с ним. Причины ссоры непонятны – просто Колму (его играет Брендан Глисон) Фаррелл внезапно разонравился. Дальше – больше: Колм заявляет, что при каждой попытке общения будет отрезать себе по пальцу и приносить к порогу дома бывшего друга. И поскольку Подрик пытается с ним помириться, реализует свою угрозу. 
  Действие происходит на отдаленном острове в Ирландии, где все знают друг друга и встречаются в одном и том же пабе по нескольку раз на дню за пинтой пива. Из-за ограниченности общения, отсутствия событий и удаленности от материка люди отчаянно жаждут новостей (как работница почты) и создают информационный повод из любой мелочи: даже из ссоры закадычных друзей.
  Фильм сочли комедийным, но только мне было совершенно не смешно смотреть на экзистенциальный кризис двух взрослых мужчин, один из которых увечит себя и отвергает старого друга из-за того, что тот мешает ему сотворить что-то вечное. А другой продолжает разрушать себя попытками бесцельного примирения, которые в итоге заканчиваются разрушением его личности, когда он – самый добрый и светлый человек на острове — поджигает дом Колма вместе с самим другом внутри.
  Фарреллу нелегко дались эти сьемки: говорят, его лягнул ослик, укусила собака и чуть не сбросила в воду лошадь (животные играют далеко не последние роли в картине), но весь фильм пронизан такой безысходностью, тоской, и жалостью к запутавшимся и сходящим с ума в своей изоляции героям, что протест животных на сьемках не кажется неоправданным.
  Меж тем на далеком материке идет гражданская война 1923 года. Но до жителей острова долетают только отдаленные звуки взрывов и выстрелов. И лишь единственному персонажу – сестре Подрика - удается вырваться из стоячего болота уныния («Уныние всегда со мной», — говорит персонаж Глисона на исповеди в церкви). Однако, когда она пытается вытащить брата вместе с собой, он оказывается не в состоянии выйти из замкнутого круга. Салливан остается на острове, и последние кадры фильма, где друзья снова расстаются как ни в чем ни бывало, вновь предвещают беду. Уже не верится, что в этом маленьком мире может что-то измениться, кажется, все всегда будут пытаться развлечься, делая больно соседу. Просто от скуки и злости. 
Несмотря на сюжет, тоску и печаль, фильм снят очень красиво. Пейзажи завораживают, образы ярки и метафоричны. Сюжет с постепенным распутыванием конфликта заставляет следить за героями не отрываясь. Но, давая нам надежду, режиссер запутывает нас только сильнее, и конфликт лишь усугубляется. Однако мы снова надеемся и верим в счастливый конец. На очередном таком сюжетном повороте Маклона оставляет нас одних.

«ФАБЕЛЬМАНЫ»

Кадр из фильма «Фабельманы»
  Еще один победитель «Золотого глобуса, на сей раз в номинации "Лучший фильм-драма" – "Фабельманы" Спилберга – также претендует на роль лучшего фильма года и заветную статуэтку. А еще он представлен в 8 дополнительных номинациях (дважды в категории "роль второго плана").
  «Фабельманы» – автобиография режиссера. История о его детстве, семье, разводе родителей и — самое главное — о его увлечении кино. Посмотрев фильм, понимаешь, что Спилберг не мог стать никем иным, кроме как кинорежиссером, потому что это было его предназначение с самого раннего детства.
  Как говорил мастер во ВГИКе, каждый из нас режиссер и у каждого из нас есть как минимум один сценарий для фильма – это история нашей собственной жизни. Но добавлю от себя – не каждый из нас Спилберг. Давно я не смотрела фильм так, чтобы бояться упустить хотя бы секунду экранного времени. Профессионализм мэтра виден с самых первых кадров. Милая, трогательная история детства, яркие выпуклые образы, переживания – хочется заливисто смеяться вместе с персонажами просто от того, что ты играешь в съемки кино, все это заражает эмоциями и вызывает улыбку.
  Впечатления мальчика от просмотренного фильма и его попытки самостоятельно воссоздать увиденное на экране – центр начала повествования. Как замечательно сняты детские игры в кино: кабинет зубного врача, где сестра сидит с полным ртом кетчупа и визжит, изображая что ей больно, или фильм про мумий, где девочки замотаны в туалетную бумагу. Вот маленький Спилберг вызывает неподдельные эмоции у сестер, когда вываливает на них скелет из шкафа и снимает их неподдельный ужас и истошные визги.
  Трогают и сьемки его школьного фильма – прототип «Спасти рядового Райана», когда Спилберг-Фабельман объясняет главному герою эмоцию, которой хочет добиться от него в кадре. В результате оба они плачут, а игра актера впоследствии заставляет прослезиться и зрителей маленького школьного кинозала. Фильм снят с такой любовью, с такой нежностью к родителям, как будто нам преподносят величайшую драгоценность, рассказывают о самом сокровенном, и делают это так интересно и с такой заботой о зрителе, как умеет только Спилберг.
  Сюжет может понравиться вам или нет, но уровень фильма таков, что вы точно не пожалеете о потраченном на просмотр времени.
  «Фабельманы» – сильный претендент на получение главной премии года. Но не будем торопить события и посмотрим, что решит киноакадемия.

«АВАТАР: ПУТЬ ВОДЫ»

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»
  У Спилберга среди номинантов есть конкурент в лице Джеймса Кэмерона с его фильмом «Аватар: Путь воды». Картина представлена в 4 номинациях, естественно, включая «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучшая работа художника-постановщика».
  Визуальные эффекты поражают, однако, судя по отзывам, ожидания от драматургии были немного выше. В любом случае, фильм достоин просмотра на большом экране, хотя бы потому, какое количество воды было потрачено на резервуары для съемок, а Кейт Уинслет выполняла подводные трюки самостоятельно.

«ТАР»

Кадр из фильма «Тар»
  Если вы любите Кейт Бланшетт так как люблю ее я, надо смотреть «Тар». Фильм о женщине-дирижере Берлинского филармонического оркестра, красивой и яркой, но подверженной человеческим страстям и не знающей меры.
  Сценарий был специально написан под Кейт Бланшетт, и для роли актриса снова научилась играть на фортепиано, говорить по-немецки и даже дирижировать оркестром. Лидия Тар – это глубокая, сильная многогранная личность, напоминающая Жасмин в одноименной ленте Вуди Аллена, но гораздо более сложная. Красивая, многого добившаяся женщина оказывается непростым человеком, обуреваемым страхами, страстями и тщеславием – грехом, к которому мы склонны относиться с большой снисходительностью в наше время.
  Странная, так до конца и не раскрытая история взаимоотношений Лидии Тар с одной из оркестранток приводит к самоубийству последней, после чего мы наблюдаем головокружительное падение звезды с пьедестала. Фильм Тодда Филда отличает хороший вкус: начиная от классической музыки, ради которой пересматриваешь целые куски, и красивой картинки, заканчивая костюмами, манерами, и интерьерами. Однако все это зритель теряет вместе с героиней, наблюдая ее падение.
  Интересно, что фильм наполнен не только музыкой, но и звуками, которые преследуют Лидию – метроном сам включается среди ночи и начинает зловеще отбивать такт, холодильник рычит, машина дребезжит, крики в парке вызывают панику и ужас во время пробежки. Непростая картина позволяет нам как будто заглянуть во внутренний мир героини, что добавляет кадрам авангардной и мистической эстетики.

«ЭЛВИС»

Кадр из фильма «Элвис»
  Байопик «Элвис» – еще один номинант «Оскара» 2023 года. Остин Батлер, сыгравший Элвиса Пресли, уже взял «Золотой Глобус» за лучшую драматическую мужскую роль, и вполне заслуженно. Фильм наполнен музыкой любимого с детства короля рок-н-ролла, но если вы надеетесь на приятный мюзикл, то вас ждет разочарование: лента пронизана драмой и концентрируется на истории жизни большого таланта и паразитирующих на нем людей.
  Повествование ведется от лица менеджера Элвиса Пресли Тома Паркера, афериста, втершегося в доверие к молодому и наивному рок-певцу. Паркер как спрут окутывает Пресли своими «трюками», как они оба это называют, подсаживает его на крючок долговых обязательств, наркотической зависимости и страха за собственную жизнь.
  С середины фильма даже любимые танцевальные треки Элвиса режиссер фильма Баз Лурман сдабривает тревожной неумолкающей нотой, подмешивая ее к музыкальной теме. Так создается ощущение надвигающейся беды и безысходности.
  Хорошо снятая драма очень талантливого, но невероятно несчастного и одинокого человека – Элвиса Пресли, лишившегося единственных любящих его людей: матери и жены. Смотрите обязательно, если любите музыку Элвиса и хотите узнать больше о его жизни. У автора «Великого Гэтсби», «Ромео + Джульетты» и «Мулен Руж» получился очень достойный байопик.

«ТОП ГАН: МЭВЕРИК»

Кадр из фильма «Топ Ган: Мэверик»
  В 6 номинациях представлен «Топ Ган: Мэверик» – сиквел фильма 1986 года. Кто соскучился по обворожительному прищуру Тома Круза, а также его невыполнимым миссиям, войнам миров и прочим героическим проявлениям – смотреть обязательно. Олдскульный боевик-драма с хэппи-эндом (ну наконец-то!), самолетами и девушками, которые, конечно же, потом, но все-таки в исполнении Дженнифер Коннели – хорошее кино, чтобы не думать, не грустить, не загружаться мыслями о вечном и важном, а просто расслабиться и получить удовольствие от картинки и незамысловатой героической истории.
  Том Круз известен тем, что сам любит выполнять трюки без помощи каскадера, именно этот факт обусловил сьемки настоящих полетов, к чему нельзя отнестись без должного уважения. Применение зеленого экрана и цифровых технологий при создании картины было сведено к минимуму по настоянию самого актера, и даже крупный план приборной панели снимали в настоящем самолете, а актерам приходилось снимать самих себя, включая и выключая камеру в кабине.
  Фильм с быстрой сменой событий держит в постоянном напряжении на протяжении всей сюжетной линии. Том Круз — красавчик, а когда вспоминаешь, сколько ему лет, то цифра просто в голове не укладывается. Некоторые называют фильм одним из лучших сиквелов классики в истории мирового кинематографа. Так что приятного вам просмотра. А мы движемся дальше по списку номинантов на лучший фильм года.

«ТРЕУГОЛЬНИК ПЕЧАЛИ»

Кадр из фильма «Треугольник печали»
  «Треугольник печали» шведского режиссера Рубена Эстлунда — это необычное кино, полное аллегорий и перевертышей, оставило меня с целым ворохом вопросов после просмотра. В фильме три части: в первой модель Яйя и ее парень – он тоже модель – в ресторане спорят о том, кто должен оплачивать счет. И молодой человек предъявляет Яйе претензии по поводу того, что не должен оплачивать счета, потому что она зарабатывает больше и в прошлый раз обещала заплатить. За диалогом следишь с некоторый долей недоверия и шока.
  Во второй части повествования пара отправляется в морское путешествие, потому что Яйю как известного блогера компания пригласила в круиз в рекламных целях. И парень едет вместе с ней! На яхте мы видим русского олигарха, его жену и любовницу, супругов, владеющих заводом по производству оружия, – иронично, в конце они подрываются на гранате собственного производства, пару, где жена парализована после инсульта и не может ни шевелиться, ни говорить, и массу других подобных персонажей. При этом капитан судна заперся у себя в каюте и, судя по всему, не выходит из запоя.
  В противовес гостям персонал судна — молодые, здоровые и красивые люди исполняют любые прихоти гостей в надежде на щедрое вознаграждение. Парень Яйи ревнует ее абсолютно ко всем и заявляет на нее свои права, по его прихоти и из-за его капризов увольняют одного из работников судна и отправляют на берег. В какой- то момент начинается шторм, и яхта терпит крушение. Нежным умам и душам эту сцену лучше не смотреть: пассажиров сильно укачивает, и режиссер не скупится на подробности. Нелепо выглядит тандем русского капиталиста-олигарха и американского капитана -  забулдыги-коммуниста. Весь фильм Эстлунд будто специально переворачивает с ног на голову все, к чему мы привыкли, все стереотипы и шаблоны. Однако нельзя не задуматься о том, что именно такова и есть наша жизнь.
  Логичное разрешение ситуации следует в третьей части фильма — на острове, где после кораблекрушения неумехи богачи меняются местами с уборщицей-филиппинкой, мывшей унитазы на яхте, но оказавшейся единственной, кто способен выжить в диких условиях. Она добывает еду и разводит костер, но взамен объявляет себя капитаном, становится главной и забирает себе парня Яйи для утех, устаивая на острове матриархат. Тот согласен на все условия и признается старой филиппинке в любви, «потому что она его кормит».
  Конец фильма неожиданный. Не буду спойлерить, ибо в нем вся суть, но, если вдруг вы останетесь с тем же вопросом, что и я – режиссер дает на него однозначный ответ в своих интервью. И да, там все логично.

«ГОВОРЯТ ЖЕНЩИНЫ» 

Кадр из фильма «Говорят женщины»
  Обязательную женскую повестку в этом году закрывает фильм «Говорят женщины» Сары Полли. Название интригует. Особенно после наших вечно разговаривающих о чем-то мужчин, но все не так просто. С первых кадров автор погружает нас в вязкое, тяжелое повествование о судьбах женщин американской общины, где произошли чудовищные по своей сути события.
  Фильм снят по книге канадской писательницы Мириам Тайвз и ее же сценарию. Произведение основано на реальных событиях, произошедших в одной из христианских сект – общине меннонитов — колонии Манитоба в Боливии, в которой мужчины несколько лет опаивали транквилизаторами женщин в возрасте от трех до 65 лет и насиловали их по ночам. В конце концов преступников удалось поймать и предать суду. Но страшно было узнать и то, что сама Тайвз выросла в меннонитской колонии, и ужасы, происходившие там, были реальной угрозой и для нее самой. Картина снята в приглушенных тонах, повествование будто в дымке — поначалу ты пытаешься понять, о чем говорят героини, а их много. И чем больше ты осознаешь происходящее, тем сильнее холодеет все внутри — и вот ты уже не можешь оторваться от этого фильма, и тебя переполняет ужас, отчаяние и боль.
  Весь фильм – это споры о том, что делать дальше. Оставаться, прощать, бежать. Все осложняется тем, что женщины не имеют связи с миром, не умеют читать, не знают даже в какой стране живут, и сделано это специально с целью их изоляции. Они не могут себе представить, как выглядит мир за пределами общины, и это делает уход шагом с обрыва в неизвестность, решиться на который под силу далеко не каждому.
  Истории трогают и пугают, оставляя какой-то едкий, почти ощутимый горький осадок. Хороша музыка композитора Гильдур Гуднадоуттир, настолько, что картина была номинирована на «Золотой глобус» за лучший саундтрек. Но сам фильм оставляет тебя с безысходностью и вопросом: если автор хотела создать аллегорию сегодняшней действительности – зависимости женщин от мужчин, беспомощности и их исходом как единственным спасением – зачем тогда брать преступление как пример перекоса и неравенства – ибо преступление не имеет пола, возраста и цвета – оно ужасно всегда, везде и по отношению ко всем, и должно караться по закону.
  Все десять номинантов на лучший фильм очень разные, я уверена, у вас найдутся любимчики. 
  Наш фильм «Выход», снятый братом и сестрой Максимом и Евгенией Арбугаевыми, вошел в число номинантов на лучший короткометражный документальный фильм. Фильм об изменении климата на Чукотке и его печальных последствиях. Будем болеть за наших ребят.
  Среди полнометражных документальных фильмов представлен «Навальный» канадского режиссера Дэниэла Роэра.
  Порадовал состав анимационных картин этого года: здесь и трогательный кукольный мультик «Пиноккио Гильермо дель Торо», и давно прошедший, но не забытый «Я краснею», и мой фаворит этого сезона «Кот в сапогах 2: Последнее желание», от которого были в восторге не только я, но и мои дети от мала до велика.
  Нельзя не упомянуть фильм «Кит» Даррена Аронофски, где главную роль трехсоткилограммового профессора литературы с расстройством пищевого поведения сыграл Брендан Фрейзер. Он поставлен по одноименной пьесе Сэмюэля Д. Хантера, и его сюжет почти не выходит за рамки одной квартиры, но дебютный показ на Венецианском кинофестивале завершился шестиминутной овацией в честь создателя ленты и исполнителя главной роли. Три номинации на «Оскар», включая лучшую женскую и лучшую мужскую роль, принадлежат этому фильму.
  Интересны будут также «Достать ножи» с Дэниэлом Крейгом, «Вавилон» с обожаемым Брэдом Питтом и «Блондинка» — еще один байопик о Мэрилин Монро.
  Кого выберет Американская академия кинематографических искусств и наук, сказать сложно, но это не помешает нам создать свой лист любимых фильмов на основе уже проделанного киноакадемией отбора.

Статья взята с портала https://graziamagazine.ru